Секретные инструменты госзаказчиков. Часть первая.

«Эффективно работать на рынке госзаказа можно, только имея достаточный арсенал оружия в виде знании,

без него Ваша работа будет больше похожа на хождение по минному полю»

Секретные инструменты гос.заказчиков — это те инструменты, с помощью которых государственные заказчики протаскивают своих поставщиков и избавляются от «не своих»

Этой статьей я открываю цикл захватывающих рассказов, каким образом государственные заказчики (далее по тексту –ГЗ) протаскивают «своих» поставщиков и как ГЗ избавляются от «не своих» поставщиков на этапе исполнения контракта.

Таких инструментов достаточно много. Какие-то более эффективны, какие то менее эффективны, но использование данных инструментов в комплексе, дает практически 100% возможность получить заказчику свой «откат».

Я знал одного ГЗ, у которого основной гордостью его жизни, как мне казалось, по тому, как он рассказывал -это было его собственное кладбище поставщиков в виде макета жуткой полянки с плитками и с названиями компаний. Не в прямом смысле, конечно. Это те компании, которые он загнал в РНП. Он, кстати, активно его демонстрировал тем, кто не должен был «пройти» на его тендер, но «прошел». С этого радужного момента и начнем!

 

Часть первая.

Требования к конкретным техническим характеристикам товаров. Форма 2.

Знать инструменты, которыми пользуются ГЗ столь же важно, как и свои собственные, поэтому давайте последовательно шаг за шагом разберем эти инструменты.

И начнем мы с электронного аукциона-это самая распространенная процедура размещения заказа.

Заявка, которую подает участник для участия в торгах, состоит из 2-х частей.

Первая часть в соответствии со ст. 66 №44-ФЗ должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе…

Т.е., в принципе, все логично, заказчик выкладывает некие адекватные требования, а участник в свою очередь предлагает к поставке товар в соответствии с этими требованиями, но на деле все происходит иначе.

Первый и самый верный способ протащить «своего» — это описание технических характеристик товара таким образом, чтобы максимально затруднить прохождение «не своей» компании.

Для этого у заказчика есть два основных инструмента:

  1. «Форма 2» — сленговое название документа, как правило в виде таблички, который как раз-таки содержит описание характеристик.
  2. Инструкция по заполнению — это документ, который регламентирует то, каким образом необходимо заполнять «форму 2» участник.

Разберем 2 конкретных примера. Примеров можно привести тысячи.

Первый даже комментировать не буду, там и так все ясно.

  1. Выполнение генподрядных работ по капитальному ремонту входной группы лечебного корпуса ГБУЗ «Городская клиническая больница им. В.М. Буянова Департамента здравоохранения города Москвы»

Ссылка на протокол: ссылка

Из 9 подавшихся компании допустили только 1 компанию, торги забрали за начальную максимальную цену. Пройдите по ссылке, почитайте в протоколе основания отклонения. Это был бы хороший материал для Задорнова))). Печально, что бюджет сливают таким образом, цена закупки все-таки почти 36 млн.

Сведения о товаре (форма №2) + инструкция можете посмотреть по ссылке ,технические подробности разъясню во втором примере.

  1. Закупка на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов объекта по адресу: Профсоюзная ул., д.82, корп.1 проводилась в сентябре 2016 года на сумму 146 295 300,00 рублей.

Ссылка на закупку: ссылка

Работы тоже однозначно интересные, любая строительная компания посчитает и увидит, что реальная стоимость работ составляет около 50% от начальной цены, но при этом закупку забирают с минимальным понижением 1,5%.

Как такое может быть?

Почему на закупку заявилось 7 (семь) компаний и ни одна не торговалась?

Протокол размещен по ссылке внизу страницы: ссылка

А все очень просто, чтобы участникам принять участие в процедуре необходимо подать первую часть заявки, в составе которой нужно предоставить документ с конкретными техническими характеристиками (форму 2). Заполнен он должен быть в соответствии с требованиями заказчика — инструкцией по заполнению. Вы его можете посмотреть по ссылке — называется «форма 2 профсоюзная». Соответственно Вы его заполняете и отправляете заказчику в составе первой части. Он его рассматривает и, если находит ошибки, то отклоняет Вас и не допускает к участию в аукционе. Так вот по протоколу рассматриваемой нами закупки отклонено 4 участника из семи по различным причинам.

Например, одного из участников отклонили:

Участник не допущен к участию в аукционе в электронной форме на основании  пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ   «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного закона, требованиям аукционной документации ( п.17.1 раздела III «Требования к участникам закупки и необходимый перечень документов для участия в закупке. Порядок оформления заявки”) , а именно:

.-п.78 «Щиты деревянные”. Заказчиком установлено значение параметра “Толщина

досок поперечной планки 25 и 40 мм”, участником предложено значение “25 и 40 мм”.

Заказчиком установлено значение параметра “Ширина поперечной планки  ≥ 60 мм”, участником предложено значение “75

мм”. Предложенное участником значение не соответствует требованиям ГОСТ 1005-86.

Согласно примечанию к таблице 2 указанного ГОСТ

ширина поперечной планки при толщине досок 40 мм составляет более 60 мм,

при толщине досок 25 мм-не менее 100 мм.

-п.48 “Камни бетонные бортовые”.

Заказчиком установлено значение параметра “Наибольший размер зерен крупного заполнителя-20 мм”, участником предложено значение “ В мелкозернистом бетоне крупный заполнитель отсутствует”. Предложенное участником значение не соответствует требованиям заказчика и ГОСТ 6665-91;

Кто внимательно прочитал, тот увидел, что часть оснований чисто формальные, но с точки зрения закона все верно.

Но дальше остается вопрос, 3 участника все-таки прошло, чтоб было все чисто со стороны контрольных органов в принципе достаточно 2-х, некоторые ничего не боятся и протаскивают одного как в первом примере, откуда взялся третий?

Здесь есть несколько вариантов.

Первый: что все участники заказчика. И в случае подачи в фас заказчик как один из доводов в свою защиту скажет, ну участников то было 3, а не 2 и они же торговались). Обратите внимание, что все допущенные участники подались по порядку и при всей сложности подготовки формы, подались первыми.

Второй: один из участников очень постарался и подготовил заявку корректно и подался «в открытую», либо позвонил заказчику после прохождения и заявил о себе. К нему позвонил представитель аффилированного участника и откупился от него за некую сумму, обычно она составляет до 10% на круг (круг — участники которые прошли).

Предложения по совершенствованию 44-ФЗ, которые приведут к уменьшению коррупции на торгах:

  1. Унифицировать инструкцию по заполнению заявок. Т.е. она должна быть единая, одинаковая для всех заказчиков.
  2. Запретить участникам открывать любую информацию о себе при подаче первых частей заявок. Это исключит возможность заказчика передавать телефоны своим аффилированным компаниям для дальнейших «созвонов» с участниками.
  3. Необходимо открыть доступ для всех желающих к документам первых частей заявок, чтобы закупки стали действительно прозрачные.
  4. Обязать заказчика при составлении требований, выставлять требования с учетом требований ГОСТ, но не ссылаясь на них. Сейчас поясню из вышеуказанного примера.

Требование заказчика: “Толщина досок поперечной планки 25 и 40 мм”

Предложение участника: Участником предложено значение “25 и 40 мм”.

Заказчиком установлено значение параметра “Ширина поперечной планки  ≥ 60 мм”,

Участником предложено значение “75мм”.

Участник предложил значение соответствующее требованию заказчика.

Тем не менее заказчик сделал вывод, что участник предложил неправильное значение, т.е.: Предложенное участником значение не соответствует требованиям ГОСТ 1005-86.

 

Т.е. заказчик изначально составляет требования диапазоном шире диапазона ГОСТ тем самым вводя потенциального участника в заблуждение.

Формы могут достигать по объёму до 1000 страниц, у участника на подготовку даётся 15 дней, такие «формы 2» физически не представляется возможным подготовить за этот срок и не допустить ни единой ошибки. Несколько таких ловушек и участник обязательно попадется.

Инструкции бывают так же, как и формы очень сложные, содержащие «закрученные» формулировки, например, абсолютно стандартны и распространены такие формулировки:

«…В случае, если множество значений параметра по какой-либо позиции, указанного в настоящем документе, не совпадает с множеством значений параметра позиции, указанного в соответствующих государственных стандартах, перечисленных в аукционной документации, следует указывать множество значений параметра, образованное пересечением указанных множеств…»

Предложение по совершенствованию 44-ФЗ, которое полностью ликвидирует коррупцию на торгах до заключения контракта, проводимых путём электронного аукциона.

Ч. 3 ст. 66 44-ФЗ требует от участника конкретных показателей, как выяснили выше- это является основным средством протаскивания своего участника на аукцион.

Но ведь, если рассудить логически,зачем заказчику от участника информация о конкретном товаре с конкретными характеристиками, если основным критерием выбора участника является не товар с лучшими характеристиками, а наиболее низкая цена?

Мое видение ситуации: у заказчика есть некая потребность товара, обладающего некими характеристиками или диапазоном характеристик, а участник в свою очередь должен дать согласие и только согласие на поставку товара,подпадающего под характеристики заказчика. Т.е. при исполнении контракта участник должен поставить тот товар, который соответствует требованиям заказчика. Конечно со стороны заказчика описание товара не должно противоречить 135-ФЗ (о конкуренции).

Тем самым такое понятие «свои» исчезнет, на торгах начнется конкуренция и понижения до рыночных цен.

P/S конечно при таком раскладе на торги полезут компании, которые будут очень сильно ронять цены, поэтому следующий этап — это развитие законодательных инструментов, применяемых после заключения контракта.

 

Добавить комментарий