Проверка контрагентов. Безопасность бизнеса.

Проверка контрагентов — это вопрос, который был всегда актуальным. И сейчас он стал очень актуальным, учитывая те изменения законодательства, которые вступили в силу в 2017 году.

"проверка контрагентов"История: Клиент заказал через сайт пиломатериалы у компании, у которой был красивый сайт, красивая подпись в почте и образовано юридическое лицо.

Компания запросила счет, оплатила пиломатериалы и ждала поставки. Но не дождалась. Когда уже мы начали проверять компанию по ИНН в СПАРКЕ, то увидели, что директор является руководителем и учредителем еще порядка 20 компаний, что она зарегистрирована за несколько месяцев перед сделкой, по «массовому» адресу, отчетность в налоговую не сдавала ни одна из зарегистрированных на руководителя компаний.

Но по-настоящему ситуация станет неприятной из-за связи с фирмами однодневками, когда к вам наведаются налоговые органы с претензией, что вы не проявили должной осмотрительности при выборе контрагента и результатом будет доначисление НДС и налога на прибыль.

Как проверить контрагента и не нарваться на мошенников?

Есть субъективные и объективные индикаторы, свидетельствующие о благонадежности контрагента.

Первый способ — это проверить потенциального партнера самостоятельно.

Второй — с помощью специальных информационных систем.

Проверка контрагентов самостоятельно.

Сразу оговорюсь, что проверять мы будем по полной программе.

1. Первое, что необходимо сделать это запросить:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава;
  • выписку ЕГРЮЛ
  • справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам

Выписку нужно заказать на сайте налоговой онлайн по причине того, что выписку недобросовестные предприниматели могут подделать, так же как и справку из налоговой. Самим тоже необходимо актуализировать последние два документа, с целью предоставления их потенциальным партнерам и к тому же  их всегда требуют для участия в процедурах, проводимых по 223-ФЗ.

Также следует удостовериться в реальной возможности потенциального партера исполнить условия договора: наличие квалифицированного персонала, оборудования, а также иные активы, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств.

В дополнение к ним можно запросить сведения об опыте работы в той или иной сфере, о штатной численности, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке  – это тоже будет плюсом при проявлении должной осмотрительности.

2. Собрать информацию с помощью открытых сервисов.

  • Проверить, не представлены ли документы для государственной регистрации изменений;
  • Проверить, нет ли сообщений, опубликованных в Вестники государственной регистрации о ликвидации, о реорганизации и других;
  • Проверить, не принято ли решение об исключении из ЕГРЮЛ, как недействующего ЮЛ;
  • Проверить, нет ли дисквалифицированных лиц в составе ЮЛ;
  • Подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
  • Убедиться, не зарегистрирован ли потенциальный партнер по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в регистрационных документах адресу;
  • Проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации;
  • Проверить сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке.
  • Выяснить в картотеку арбитражных дел не участвует ли потенциальный партнер в судебных разбирательствах;
  • Выяснить вопрос банкротства в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц;
  • На сайте ФСПП России узнать, что в отношении потенциального партнера не ведется исполнительное производство;
  • Наличие лицензии или СРО, если конечно требуются для осуществления деятельности,является также фактором доверия, т.к. вряд ли однодневка будет вкладывать деньги в получение документов. Факт наличия лицензии можно проверить на сайте лицензирующего органа.

3. Проверить полномочия лица, подписывающего договор.

Если вы получили все необходимые документы и сведения, но не удостоверились в полномочиях представителя контрагента, это будет основание для признания вас недобросовестным налогоплательщиком (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436), так же убедитесь, что его полномочия не были прекращены.

Перед подписанием договора следует обратить внимание на:

  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (часто в Уставе определен срок полномочии и руководитель, узнает что его полномочия закончились когда компанию внимательные Заказчики отклоняют на государственных торгах);
  • не ограничены ли Уставом полномочия руководителя по заключению сделок;
  • проверить не является ли сделка крупной.

Проверка контрагента с помощью специальных информационных систем.

Для нас осмотрительность превыше всего, мы постоянно проверяем контрагентов наших клиентов по их заданию. Если проверять по вышеуказанной схеме — на такую проверку будет уходить очень много времени. Поэтому мы используем специальные информационные системы СПАРК-Интерфакс и СБИС.

Все вышеуказанные индикаторы, данные информационные системы аккумулируют на одной странице. К тому же например в СПАРК есть специальные индикаторы, такие как ИДО — индекс должной осмотрительности, который в совокупности оценивает более 40 факторов, ИФР — индекс финансового риска и т.д. Можно посмотреть связи между компаниями, участвуют ли компании в гос.закупках, выяснить основных заказчиков и т.д.

В любом случае, проверять контрагентов необходимо, а как это делать, решение остается за Вами.

Еще одна, не менее важная вещь — личное общение, встреча. Это отличная возможность изучить офис, объемы, оценить сотрудников и составить личное впечатление о партнере.

И в конце хотелось бы порекомендовать разработать приказ по организации и совершенствованию преддоговорной работы, в котором будут указаны ее цели, обозначены принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислены документы, которые придется запрашивать у поставщиков и других лиц. Издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта. Суды обращают внимание на наличие такого приказа (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714).

 

Добавить комментарий